Обычная версия
Шрифт -
Шрифт +
Настройки по умолчанию

Объединение по интересам "Умелые ручки"

    ПРОГРАММА

ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

«Умелые ручки»

(художественный профиль, базовый уровень)

                                                               Разработчик

                                                             Колодич Виктория Николаевна,

                                                           педагог дополнительного образования

                                                           Возраст воспитанников: 4-6 лет

                                                           Срок реализации программы: 1 год

 

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

           Программа объединения по интересам «Творческая мастерская» составлена на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2017 № 123. Профиль программы - художественный, образовательная область: « Декоративно-прикладное искусство». Основной вид деятельности - изучение различных техник декоративно-прикладного  искусства.

        Актуальность программы определяется тем, что она является социально ориентированной, отвечает запросам воспитанников и родителей, соотносится с тенденциями развития дополнительного образования детей и молодежи и  декоративно-прикладного искусства на современном этапе.

        Разработанная программа развития творческих способностей  воспитанников через восприятие народного искусства рассчитана на один год обучения. Реализация программы  направлена на эстетическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста и призвана помочь развить их природную любознательность и наблюдательность, научить систематизировать свои представления и наблюдения,  понимать богатый язык красок и цвета, простейшие законы композиции. Под влиянием искусства формируется чувство прекрасного, которое является вместе с тем основой развития нравственных качеств личности. Эстетическое чувство, сформировавшееся в детстве, способствует появлению отрицательного чувства ко всему злому и несправедливому в жизни, располагает к доброте и великодушию, гуманности. Занятия в объединении по интересам «Творческая мастерская» помогут воспитанникам чувствовать и понимать себя, переносить свой внутренний мир на бумагу. Занятия декоративно-прикладным  творчеством помогут детям проявить и раскрыть творческие способности, развить фантазию, образное мышление, оригинальность суждений. За время освоения программы воспитанники смогут обогатить свой эмоциональный мир, развить  коммуникативные способности, что в дальнейшем поможет им научаться понимать и ценить искусство, уважать духовные ценности, а также стремиться к саморазвитию и самовыражению.

 

Цель  программы:

Выявление и развитие творческих способностей воспитанников средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

- приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях  собственной практической творческой деятельности;

- познакомить воспитанников с различными видами и жанрами декоративно-прикладного искусства, многообразием художественных материалов;                                                                                                           - познакомить с основными законами композиции, колористического пространства, цветоведения;                                                                                                                                                                          - формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности;                            

-   уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
-   развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие,

эстетические чувства;
- развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- способствовать знакомству  классической закономерности народного декоративно-  прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре,  изобразительные приемы и т.д.).                                                                              
-    воспитыватьотзывчивость, сопереживание,    стремление    помочь,     чувство уверенности в себе в процессе коллективной творческой деятельности;                                                                                                        - воспитывать чувство национального самосознания и уважения к национальным ценностям.           

 

Организационные условия реализации программы

                    В объединение по интересам принимаются  желающие от 4 до 6 лет. Срок реализации программы - 1 год.

Форма получения образования - очная. Наполняемость объединения по интересам - в соответствии с Закон Республики Беларусь от 14 января 2022 г. N154-3 «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании». Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Занятия проводятся по группам, подгруппам.

Режим занятий в объединении по интересам:

воспитанники в возрасте от 4- 6 лет - 1 учебный час  в неделю (всего 28 учебных часа);

 

Материально-техническое обеспечение

 

 Кабинет оборудован в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, нормами пожарной и технической безопасности. Имеются столы, шкафы для хранения материалов и инструментов.

Инструменты к материалы:магнитная доска для демонстрации

наглядных пособий, зарисовок, эскизов; цветные и простые карандаши, кисти, краски акварельные, гуашевые, восковые карандаши,цветной картон формата А-4; пластилин,  - восковые мелки; изделия из глины,  природный материал, альбомы формата А4, ЛЗ.

Кадровое обеспечение: образовательный процесс в объединении по интересам осуществляет педагог дополнительного образования высокого профессионализма и мастерства.

 

 

 

У Ч Е Б Н О -Т Е М АТИ Ч ЕСКИЙ ПЛАН

 

 

 

Количество часов

Наименование разделов программы

 

В том числе

п/п

Всего

Теорет.

Практ.

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Разноцветные просторы

9

2

7

3

Мастерим бумажный мир

8

2

6

4

Пластилиновая мозаика

4

1

3

          5

Графические фантазии

2

1

1

6

Игрушки делаем сами

2

1

1

7

Выставочная деятельность

1

-

1

8

Итоговое занятие

1

-

1

 

Итого

 

28

8

20

 

 

                                              СОДЕРЖАНИЕ

  1. Вводное занятие

Знакомство с воспитанниками. Ознакомление воспитанников  с программой и задачами объединения по интересам. Экскурс в историю декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в учреждении образования.

  1. Разноцветные просторы

Теоретическая часть

Виды художественных материалов, приѐмы работы с ними. Основы цветоведения: основные цвета, смешение цветов, холодные цвета, тѐплые цвета. Художественный язык изобразительного искусства: линия, штрих, мазок, точка. Основы композиции – «симметрия», «асимметрия». Сюжет в художественном произведении.

Практическая часть

Акварель: «Знакомство с кисточкой» (изобразительные свойства акварели; игра «Волшебные краски»),

«Пейзаж-настроение» (игра «Ассоциации»), «Осенний пейзаж» (пальчиковая игра «Весѐлый дождик»), «Животные играют с листьями» (игра «Весѐлая клякса»), «Натюрморт с фруктами» (игра «Ожившие фрукты»).

 Диагностические технологии: «Мой дом» (игра «Счастливый клубочек»), «Цветущий куст».

Гуашь: «Зима в лесу» (пейзаж), «Портрет мамы», «Автопортрет» (игра «Как смеѐтся каждая краска»), «Портрет папы», «Наши дедушки и бабушки» (пропорции человеческого лица, тела), «Новогоднее путешествие» (пальчиковая игра «Ожившие предметы»), «Подарки Деда Мороза».

Комбинированные работы: (с использованием гуаши и акварели):

 «Чудо радуга-дуга»,«Обитатели подводного царства» (композиция с использованием живых листьев в качестве матриц; игра «Морские волны»),

 «Весѐлая маска» (комбинированная работа; пальчиковая игра «Превращения зверушек»).

«Это лето ты не позабудь» (конкурсная программа, построенная на основе «Французской мастерской»), «Путешествие в пустыню» (коллаж-аппликация).

  1. Мастерим бумажный мир

Теоретическая часть.  Бумага и её виды. Природные свойства бумаги. Техники работы с бумагой: аппликация, объѐмные композиции; вырезание, сгибание, склеивание. Работа с простыми геометрическими фигурами – вырезание, составление тематических работ. Трансформация плоской фигуры в объѐм.

Практическая часть

Аппликация из рваной бумаги: «Собачка» (игра «Весѐлая клякса»), «Шѐрстка у котика» (использование рваного и разрезного способа аппликации; игра «Котѐнок»), «Зима» (коллективная композиция с освоением способа многослойной объѐмной аппликации).

Аппликация: «Бабочки» (игра «Счастливый клубочек»),«Петушок» (простые аппликации; игровая разминка «Какая у кого песенка»), «Сирень для мамы» (вырезание абстрактных модулей для создания цветка), «Родные просторы» (использование геометрических фигур; пальчиковая игра «Весѐлый 11 дождик»), «Сказочное дерево» (комбинирование различных материалов в аппликации), «Осенний калейдоскоп» (творческое экспериментирование с бумагой различных цветов и фактур).

Оригами: «Рыбка, рыбка, где ты спишь?» (игра «Весѐлая клякса»), «Чудо-сказка» (коллективная работа).

  1. Пластилиновая мозаика

Теоретическая часть Пластические материалы и приѐмы работы с ними: пластилин, тесто, пластика. Отличительные свойства пластилина. Особенности формообразования. Средства и способы изображения в пластилине, тесте, пластике. Рельеф и объем: фактура, цвет, декор. Ознакомление со скульптурой малых форм. Особенности работы над скульптурой. Функция скульптуры. Характер художественных образов. Средства художественной выразительности лепного произведения.

Практическая часть

Лепка декоративного панно: «Солнышко смеѐтся» (изготовление простейших форм с использованием жгутовой техники; игра «Весѐлая клякса»);

«Фантастическое животное» (пальчиковая игра «Превращения зверушек»), «Моя семья» (панно с использованием различных техник, диагностика), «Домик в деревне» (коллективная работа), «Сказочный пейзаж» (декоративное панно с заглаживанием поверхности; игра «Весѐлая клякса»);

«Круговорот» (ассоциативное рисование), «Цветы» (композиции в круге с добавлением элементов сложного декора).

Изготовление объѐмной скульптуры: «В гостях у сказки» (лепка от целого куска; игра «Счастливый клубочек»), «Весѐлые человечки» (изучение приѐма «примазывание частей»; игра «Живая скульптура»),

 «Мой страх» (диагностическая технология; игра «Абра-кадабра»).

  1. Графические фантазии

Теоретическая часть Художественные материалы. Свойства графических материалов: простого карандаша, восковых мелков, фломастеров, цветных карандашей, чѐрной гуаши и приѐмы работы с ними. Рисунок как основа графики. Свет, тень, силуэт. Изучение техники «отпечаток». Прикладная графика: открытка, поздравления. Книжная графика – показ разнообразия передачи предметов и явлений, способы передачи движения, специфики оформления детской книжки.

Практическая часть

Изготовление работ в технике «отпечаток»: «Эти весѐлые животные» (игра «Весѐлый художник»).

Изготовление работ в технике «старых мастеров»: «Подсолнух» (игра «Шнурок»), «Восточный город» (игра «Веер хорошего настроения»).

Работа с фломастерами: «Волшебная Жар-птица» (ассоциативное рисование; игра «Весѐлая клякса»).

 Работа с простым карандашом, чѐрной гуашью: «Волшебный карандаш» (упражнения по выполнению линий разного характера;ассоциативное рисование; игра «Шнурок»).

 «Деревья» (коллективная работа, чѐрная гуашь, силуэт; пальчиковая игра «Весѐлый дождик»),«Конкурсная программа по анималистическому жанру» (силуэт; ассоциативное рисование).

Прикладная и книжная графика: «Чудо-теремок» (книжная графика; игра «Счастливый клубочек»),

«Главная буква» (аллитерация имени, акварель; игра «Как смеѐтся каждая краска»).

 

  1. Игрушки делаем сами

Теоретическая часть

Воспитание художественно-пластического видения окружающего мира. Знакомство с понятиями – форма, фактура, объѐм, ритмика. Пластические свойства бумаги, формообразование в бумажной пластике. Знакомство с тематическими праздниками, их характерными особенностями: Новый год, Каляды, Масленица, 23 февраля, 8 Марта, Купалле, Гуканне вясны. Знакомство с прикладной графикой (открытка).

Практическая часть

Аппликация: «Калядная маска» (творческое экспериментирование с бумагой и гуашевыми красками),«Рождественская открытка» (декоративная аппликация, комбинирование различных материалов в аппликации; пальчиковая игра «Ожившие предметы»); «Подарок маме» (игра «Счастливый клубочек»), «Подарок папе» (творческое экспериментирование с бумагой различных цветов и фактур – изготовление открытки).

Изготовление сувениров: «Птицы весны» (творческое экспериментирование с бумагой и гуашевыми красками; игра «Как смеѐтсякаждая краска»), «Беларусачка» (создание сувенирной куклы), «Папараць-кветка»  (создание объѐмного цветка из цветной бумаги с использованием приѐмоввытинанки).

 

  1. Выставочная деятельность

Экскурсии на выставки, конкурсно-развлекательные и познавательные программы.

  1. Итоговое занятие

Занятие-игра «Волшебный калейдоскоп».

 

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Воспитанники должны знать:

- правила безопасного труда;

- основные инструменты, художественные материалы и приемы их использования;        - узнавать и называть  знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;

- составлять узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создавать декоративные композиции по мотивам народных изделий;

-  уметь сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;

- лепить из глины (пластилина) декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;

- использовать в работе некоторые виды нетрадиционного рисования;                                                               - пользоваться разными художественными материалами и инструментами: карандашами, кистью, палитрой, фломастерами, восковыми мелками, красками;                  - понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, линия, орнамент, аппликация, вытинанка, симметрия, асимметрия, силуэт, пятно, рельеф, роспись, лепка, керамика;

- уметь самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях.

 

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Текущий контроль осуществляется форме в выставках творческих работ на протяжении учебного года.

Отчет о работе объединения за год проходит в форме выставки творческих работ воспитанников, открытых занятий, презентаций воспитанниками своих работ.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Главная задача педагога - «настроить» воспитанников на творчество, дать почувствовать свою неповторимость в сравнении с другими, постепенно развивая индивидуальность каждого учащегося. На занятия в объединении по интересам «Творческая мастерская» воспитанники  могут общаться друг с другом в неформальной творческой обстановке при поддержке дружелюбного педагога. Занятия проходят в отличимой от занятий психологической атмосфере, что способствует развитию образного, интуитивного, ассоциативного мышления воспитанников. Творческому общению способствуют: совместный просмотр и анализ выполненных работ, просмотр видео презентаций по темам занятий, презентации собственных работ, посещение выставок и музеев. Самооценку воспитанников повышает выставочная деятельность, участие в мастер-классах, участие в конкурсах различного уровня.

Большое внимание уделяется идеологической и воспитательной работе с воспитанниками. Воспитанники получают основы профессионального воспитания. Учатся культуре организации своего труда, этике и эстетике выполнения работы и представления ее результатов, уважительному отношению к профессиональной деятельности других, коллективной ответственности.

Педагог объединения по интересам само развивается, находится в творческом движении, учит и учится вместе с воспитанниками.

  

 

 ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

 

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022. – 467 с.
  2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь»: от 14.12.2006 г. № 125 [Электронный ресурс]
  3. Закон Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 1

54-3 « Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»

4.Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149) [Электронный ресурс]

  1. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 годы (утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 31декабря 2020 г. № 312) [Электронный ресурс]
  2. Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи (художественный профиль), (утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2017 №123

7.Объединения по интересам изобразительного и декоративно-прикладного творчества: пособие для педагогов учреждений дополнительного образования детей и молодежи,  с белорусским и русским языками обучения / Н.Д. Андреюк [и др.], под ред. Н.В. Гришкевич, Т.А. Сидоревич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2015. – 272 с.

  1. Методический портал [Электронный ресурс] / Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. – Режим доступа: http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya .
  2. Адамчик, М.В. Энциклопедия рисования / М.В. Адамчик. – Минск, 2010.
  3. Артеменко, З.В., Азбука форм воспитательной работы / З.В.Артеменко, Ж.Е. Завадская. – Минск, 2001.
  4. Беларускi народны каляндар. – Мiнск, 1993.
  5. Берт Додсон. Искусство рисунка / Додсон Берт. – Минск, 2009.
  6. Богданович, О.Н. Современные формы организации учебно-воспитательного процесса / О.Н. Богданович. – Мозырь, 2009.
  7. Валаханович, С.А. Преображение творчеством / С.А. Валаханович. – Минск, 2003.
  8. Елатошцева, Е.М. Теоретическое основание изобразительного искусства / Е.М. Елатошцева. – Минск, 2007.
  9. Загвоздкина, Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников / Т.В.Загвоздкина. – Минск, 2001.
  10. Криволап, Н.С., Педагогическая мастерская / Н.С. Криволап, О.А. Хаткевич. – Минск, 2003.
  11. Максимова, Н.Н., Колобова, Т.Г. Аппликация. Учебно-наглядные материалы по обучению детей среднего дошкольного возраста / Н.Н. Максимова, Т.Г. Колобова. – Москва, 1998
  12. Мурзина, А.С. Учебник рисования для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.С. Мурзина. – Минск, 2011.
  13. Панько, Е.А. Программа дошкольного образования «Пралеска» / Е.А. Панько. – Минск, 2007. 13. Развiццѐ асобы дзiцяцi ў дзейнасці. – Минск, 2002.
  14. Сахута, Я.М. Беларуская выцінанка / Я.М. Сахута. – Мінск, 2008.
  15. Силивон, В.А. Когда ребенок рисует / В.А. Силивон. – Минск, 1990.
  16. Соколова-Кубай, Н. Узоры из бумаги (белорусская выцинанка) / Н. Соколова-

Кубай. – Тверь, 2006.

  1. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство для детей. Виды и жанры изобразительного искусства / Н.М. Сокольникова, С.Н. Ломов. – Москва, 2009.
  2. Швайко, Г.С. Занятия по ИЗО деятельности в детском саду / Г.С. Швайко. – Москва, 200
  3. Эрнест Уотсон. Искусство рисования карандашом / Уотсон Эрнест. – Минск,

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.

-

ВНИМАНИЕ! Железная дорога — зона повышенной опасности — Средняя школа №5  г.Пружаны

Объединение по интересам "Детский фитнес"Программа объединения по интересам «Детский фитнес» (физкультурно-спортивный профиль, базовый уровень изучения) по образовательной области «Физическая...
Открыть раздел Объединение по интересам "Детский фитнес"
Объединение по интересам "Умелые ручки" ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ «Умелые ручки» (художественный профиль, базовый уровень) Разработчик Колодич Виктория Николаевна, педагог дополнительного образования...
Открыть раздел Объединение по интересам "Умелые ручки"
Напишите ваш вопрос и мы обязательно вам ответим!...
Открыть раздел Обратная связь
Информация о наличиии вакансий по состоянию на 01.11.2025 г....
Открыть раздел Вакансии
The LineAct Platform