|
ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ «Умелые ручки» (художественный профиль, базовый уровень) |
Разработчик
|
Колодич Виктория Николаевна, педагог дополнительного образования Возраст воспитанников: 4-6 лет Срок реализации программы: 1 год
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа объединения по интересам «Творческая мастерская» составлена на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2017 № 123. Профиль программы - художественный, образовательная область: « Декоративно-прикладное искусство». Основной вид деятельности - изучение различных техник декоративно-прикладного искусства.
Актуальность программы определяется тем, что она является социально ориентированной, отвечает запросам воспитанников и родителей, соотносится с тенденциями развития дополнительного образования детей и молодежи и декоративно-прикладного искусства на современном этапе.
Разработанная программа развития творческих способностей воспитанников через восприятие народного искусства рассчитана на один год обучения. Реализация программы направлена на эстетическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста и призвана помочь развить их природную любознательность и наблюдательность, научить систематизировать свои представления и наблюдения, понимать богатый язык красок и цвета, простейшие законы композиции. Под влиянием искусства формируется чувство прекрасного, которое является вместе с тем основой развития нравственных качеств личности. Эстетическое чувство, сформировавшееся в детстве, способствует появлению отрицательного чувства ко всему злому и несправедливому в жизни, располагает к доброте и великодушию, гуманности. Занятия в объединении по интересам «Творческая мастерская» помогут воспитанникам чувствовать и понимать себя, переносить свой внутренний мир на бумагу. Занятия декоративно-прикладным творчеством помогут детям проявить и раскрыть творческие способности, развить фантазию, образное мышление, оригинальность суждений. За время освоения программы воспитанники смогут обогатить свой эмоциональный мир, развить коммуникативные способности, что в дальнейшем поможет им научаться понимать и ценить искусство, уважать духовные ценности, а также стремиться к саморазвитию и самовыражению.
Цель программы:
Выявление и развитие творческих способностей воспитанников средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
- приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;
- познакомить воспитанников с различными видами и жанрами декоративно-прикладного искусства, многообразием художественных материалов; - познакомить с основными законами композиции, колористического пространства, цветоведения; - формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности;
- уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
- развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие,
эстетические чувства;
- развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно- прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, изобразительные приемы и т.д.). - воспитыватьотзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство уверенности в себе в процессе коллективной творческой деятельности; - воспитывать чувство национального самосознания и уважения к национальным ценностям.
Организационные условия реализации программы
В объединение по интересам принимаются желающие от 4 до 6 лет. Срок реализации программы - 1 год.
Форма получения образования - очная. Наполняемость объединения по интересам - в соответствии с Закон Республики Беларусь от 14 января 2022 г. N154-3 «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании». Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Занятия проводятся по группам, подгруппам.
Режим занятий в объединении по интересам:
воспитанники в возрасте от 4- 6 лет - 1 учебный час в неделю (всего 28 учебных часа);
Материально-техническое обеспечение
Кабинет оборудован в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, нормами пожарной и технической безопасности. Имеются столы, шкафы для хранения материалов и инструментов.
Инструменты к материалы:магнитная доска для демонстрации
наглядных пособий, зарисовок, эскизов; цветные и простые карандаши, кисти, краски акварельные, гуашевые, восковые карандаши,цветной картон формата А-4; пластилин, - восковые мелки; изделия из глины, природный материал, альбомы формата А4, ЛЗ.
Кадровое обеспечение: образовательный процесс в объединении по интересам осуществляет педагог дополнительного образования высокого профессионализма и мастерства.
У Ч Е Б Н О -Т Е М АТИ Ч ЕСКИЙ ПЛАН
|
|
|
|
Количество часов |
|
|
№ |
Наименование разделов программы |
|
В том числе |
|
|
п/п |
Всего |
Теорет. |
Практ. |
|
|
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
|
2 |
Разноцветные просторы |
9 |
2 |
7 |
|
3 |
Мастерим бумажный мир |
8 |
2 |
6 |
|
4 |
Пластилиновая мозаика |
4 |
1 |
3 |
|
5 |
Графические фантазии |
2 |
1 |
1 |
|
6 |
Игрушки делаем сами |
2 |
1 |
1 |
|
7 |
Выставочная деятельность |
1 |
- |
1 |
|
8 |
Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
|
|
Итого
|
28 |
8 |
20 |
СОДЕРЖАНИЕ
- Вводное занятие
Знакомство с воспитанниками. Ознакомление воспитанников с программой и задачами объединения по интересам. Экскурс в историю декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в учреждении образования.
- Разноцветные просторы
Теоретическая часть
Виды художественных материалов, приѐмы работы с ними. Основы цветоведения: основные цвета, смешение цветов, холодные цвета, тѐплые цвета. Художественный язык изобразительного искусства: линия, штрих, мазок, точка. Основы композиции – «симметрия», «асимметрия». Сюжет в художественном произведении.
Практическая часть
Акварель: «Знакомство с кисточкой» (изобразительные свойства акварели; игра «Волшебные краски»),
«Пейзаж-настроение» (игра «Ассоциации»), «Осенний пейзаж» (пальчиковая игра «Весѐлый дождик»), «Животные играют с листьями» (игра «Весѐлая клякса»), «Натюрморт с фруктами» (игра «Ожившие фрукты»).
Диагностические технологии: «Мой дом» (игра «Счастливый клубочек»), «Цветущий куст».
Гуашь: «Зима в лесу» (пейзаж), «Портрет мамы», «Автопортрет» (игра «Как смеѐтся каждая краска»), «Портрет папы», «Наши дедушки и бабушки» (пропорции человеческого лица, тела), «Новогоднее путешествие» (пальчиковая игра «Ожившие предметы»), «Подарки Деда Мороза».
Комбинированные работы: (с использованием гуаши и акварели):
«Чудо радуга-дуга»,«Обитатели подводного царства» (композиция с использованием живых листьев в качестве матриц; игра «Морские волны»),
«Весѐлая маска» (комбинированная работа; пальчиковая игра «Превращения зверушек»).
«Это лето ты не позабудь» (конкурсная программа, построенная на основе «Французской мастерской»), «Путешествие в пустыню» (коллаж-аппликация).
- Мастерим бумажный мир
Теоретическая часть. Бумага и её виды. Природные свойства бумаги. Техники работы с бумагой: аппликация, объѐмные композиции; вырезание, сгибание, склеивание. Работа с простыми геометрическими фигурами – вырезание, составление тематических работ. Трансформация плоской фигуры в объѐм.
Практическая часть
Аппликация из рваной бумаги: «Собачка» (игра «Весѐлая клякса»), «Шѐрстка у котика» (использование рваного и разрезного способа аппликации; игра «Котѐнок»), «Зима» (коллективная композиция с освоением способа многослойной объѐмной аппликации).
Аппликация: «Бабочки» (игра «Счастливый клубочек»),«Петушок» (простые аппликации; игровая разминка «Какая у кого песенка»), «Сирень для мамы» (вырезание абстрактных модулей для создания цветка), «Родные просторы» (использование геометрических фигур; пальчиковая игра «Весѐлый 11 дождик»), «Сказочное дерево» (комбинирование различных материалов в аппликации), «Осенний калейдоскоп» (творческое экспериментирование с бумагой различных цветов и фактур).
Оригами: «Рыбка, рыбка, где ты спишь?» (игра «Весѐлая клякса»), «Чудо-сказка» (коллективная работа).
- Пластилиновая мозаика
Теоретическая часть Пластические материалы и приѐмы работы с ними: пластилин, тесто, пластика. Отличительные свойства пластилина. Особенности формообразования. Средства и способы изображения в пластилине, тесте, пластике. Рельеф и объем: фактура, цвет, декор. Ознакомление со скульптурой малых форм. Особенности работы над скульптурой. Функция скульптуры. Характер художественных образов. Средства художественной выразительности лепного произведения.
Практическая часть
Лепка декоративного панно: «Солнышко смеѐтся» (изготовление простейших форм с использованием жгутовой техники; игра «Весѐлая клякса»);
«Фантастическое животное» (пальчиковая игра «Превращения зверушек»), «Моя семья» (панно с использованием различных техник, диагностика), «Домик в деревне» (коллективная работа), «Сказочный пейзаж» (декоративное панно с заглаживанием поверхности; игра «Весѐлая клякса»);
«Круговорот» (ассоциативное рисование), «Цветы» (композиции в круге с добавлением элементов сложного декора).
Изготовление объѐмной скульптуры: «В гостях у сказки» (лепка от целого куска; игра «Счастливый клубочек»), «Весѐлые человечки» (изучение приѐма «примазывание частей»; игра «Живая скульптура»),
«Мой страх» (диагностическая технология; игра «Абра-кадабра»).
- Графические фантазии
Теоретическая часть Художественные материалы. Свойства графических материалов: простого карандаша, восковых мелков, фломастеров, цветных карандашей, чѐрной гуаши и приѐмы работы с ними. Рисунок как основа графики. Свет, тень, силуэт. Изучение техники «отпечаток». Прикладная графика: открытка, поздравления. Книжная графика – показ разнообразия передачи предметов и явлений, способы передачи движения, специфики оформления детской книжки.
Практическая часть
Изготовление работ в технике «отпечаток»: «Эти весѐлые животные» (игра «Весѐлый художник»).
Изготовление работ в технике «старых мастеров»: «Подсолнух» (игра «Шнурок»), «Восточный город» (игра «Веер хорошего настроения»).
Работа с фломастерами: «Волшебная Жар-птица» (ассоциативное рисование; игра «Весѐлая клякса»).
Работа с простым карандашом, чѐрной гуашью: «Волшебный карандаш» (упражнения по выполнению линий разного характера;ассоциативное рисование; игра «Шнурок»).
«Деревья» (коллективная работа, чѐрная гуашь, силуэт; пальчиковая игра «Весѐлый дождик»),«Конкурсная программа по анималистическому жанру» (силуэт; ассоциативное рисование).
Прикладная и книжная графика: «Чудо-теремок» (книжная графика; игра «Счастливый клубочек»),
«Главная буква» (аллитерация имени, акварель; игра «Как смеѐтся каждая краска»).
- Игрушки делаем сами
Теоретическая часть
Воспитание художественно-пластического видения окружающего мира. Знакомство с понятиями – форма, фактура, объѐм, ритмика. Пластические свойства бумаги, формообразование в бумажной пластике. Знакомство с тематическими праздниками, их характерными особенностями: Новый год, Каляды, Масленица, 23 февраля, 8 Марта, Купалле, Гуканне вясны. Знакомство с прикладной графикой (открытка).
Практическая часть
Аппликация: «Калядная маска» (творческое экспериментирование с бумагой и гуашевыми красками),«Рождественская открытка» (декоративная аппликация, комбинирование различных материалов в аппликации; пальчиковая игра «Ожившие предметы»); «Подарок маме» (игра «Счастливый клубочек»), «Подарок папе» (творческое экспериментирование с бумагой различных цветов и фактур – изготовление открытки).
Изготовление сувениров: «Птицы весны» (творческое экспериментирование с бумагой и гуашевыми красками; игра «Как смеѐтсякаждая краска»), «Беларусачка» (создание сувенирной куклы), «Папараць-кветка» (создание объѐмного цветка из цветной бумаги с использованием приѐмоввытинанки).
- Выставочная деятельность
Экскурсии на выставки, конкурсно-развлекательные и познавательные программы.
- Итоговое занятие
Занятие-игра «Волшебный калейдоскоп».
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Воспитанники должны знать:
- правила безопасного труда;
- основные инструменты, художественные материалы и приемы их использования; - узнавать и называть знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;
- составлять узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создавать декоративные композиции по мотивам народных изделий;
- уметь сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;
- лепить из глины (пластилина) декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;
- использовать в работе некоторые виды нетрадиционного рисования; - пользоваться разными художественными материалами и инструментами: карандашами, кистью, палитрой, фломастерами, восковыми мелками, красками; - понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, линия, орнамент, аппликация, вытинанка, симметрия, асимметрия, силуэт, пятно, рельеф, роспись, лепка, керамика;
- уметь самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Текущий контроль осуществляется форме в выставках творческих работ на протяжении учебного года.
Отчет о работе объединения за год проходит в форме выставки творческих работ воспитанников, открытых занятий, презентаций воспитанниками своих работ.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Главная задача педагога - «настроить» воспитанников на творчество, дать почувствовать свою неповторимость в сравнении с другими, постепенно развивая индивидуальность каждого учащегося. На занятия в объединении по интересам «Творческая мастерская» воспитанники могут общаться друг с другом в неформальной творческой обстановке при поддержке дружелюбного педагога. Занятия проходят в отличимой от занятий психологической атмосфере, что способствует развитию образного, интуитивного, ассоциативного мышления воспитанников. Творческому общению способствуют: совместный просмотр и анализ выполненных работ, просмотр видео презентаций по темам занятий, презентации собственных работ, посещение выставок и музеев. Самооценку воспитанников повышает выставочная деятельность, участие в мастер-классах, участие в конкурсах различного уровня.
Большое внимание уделяется идеологической и воспитательной работе с воспитанниками. Воспитанники получают основы профессионального воспитания. Учатся культуре организации своего труда, этике и эстетике выполнения работы и представления ее результатов, уважительному отношению к профессиональной деятельности других, коллективной ответственности.
Педагог объединения по интересам само развивается, находится в творческом движении, учит и учится вместе с воспитанниками.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
- Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022. – 467 с.
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь»: от 14.12.2006 г. № 125 [Электронный ресурс]
- Закон Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 1
54-3 « Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»
4.Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149) [Электронный ресурс]
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 годы (утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 31декабря 2020 г. № 312) [Электронный ресурс]
- Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи (художественный профиль), (утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2017 №123
7.Объединения по интересам изобразительного и декоративно-прикладного творчества: пособие для педагогов учреждений дополнительного образования детей и молодежи, с белорусским и русским языками обучения / Н.Д. Андреюк [и др.], под ред. Н.В. Гришкевич, Т.А. Сидоревич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2015. – 272 с.
- Методический портал [Электронный ресурс] / Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. – Режим доступа: http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya .
- Адамчик, М.В. Энциклопедия рисования / М.В. Адамчик. – Минск, 2010.
- Артеменко, З.В., Азбука форм воспитательной работы / З.В.Артеменко, Ж.Е. Завадская. – Минск, 2001.
- Беларускi народны каляндар. – Мiнск, 1993.
- Берт Додсон. Искусство рисунка / Додсон Берт. – Минск, 2009.
- Богданович, О.Н. Современные формы организации учебно-воспитательного процесса / О.Н. Богданович. – Мозырь, 2009.
- Валаханович, С.А. Преображение творчеством / С.А. Валаханович. – Минск, 2003.
- Елатошцева, Е.М. Теоретическое основание изобразительного искусства / Е.М. Елатошцева. – Минск, 2007.
- Загвоздкина, Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников / Т.В.Загвоздкина. – Минск, 2001.
- Криволап, Н.С., Педагогическая мастерская / Н.С. Криволап, О.А. Хаткевич. – Минск, 2003.
- Максимова, Н.Н., Колобова, Т.Г. Аппликация. Учебно-наглядные материалы по обучению детей среднего дошкольного возраста / Н.Н. Максимова, Т.Г. Колобова. – Москва, 1998
- Мурзина, А.С. Учебник рисования для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.С. Мурзина. – Минск, 2011.
- Панько, Е.А. Программа дошкольного образования «Пралеска» / Е.А. Панько. – Минск, 2007. 13. Развiццѐ асобы дзiцяцi ў дзейнасці. – Минск, 2002.
- Сахута, Я.М. Беларуская выцінанка / Я.М. Сахута. – Мінск, 2008.
- Силивон, В.А. Когда ребенок рисует / В.А. Силивон. – Минск, 1990.
- Соколова-Кубай, Н. Узоры из бумаги (белорусская выцинанка) / Н. Соколова-
Кубай. – Тверь, 2006.
- Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство для детей. Виды и жанры изобразительного искусства / Н.М. Сокольникова, С.Н. Ломов. – Москва, 2009.
- Швайко, Г.С. Занятия по ИЗО деятельности в детском саду / Г.С. Швайко. – Москва, 200
- Эрнест Уотсон. Искусство рисования карандашом / Уотсон Эрнест. – Минск,

