Обычная версия
Шрифт -
Шрифт +
Настройки по умолчанию

Объединение по интересам "Детский фитнес"

Программа

                   объединения по интересам «Детский фитнес»                      (физкультурно-спортивный профиль,

базовый уровень изучения)

  по образовательной области

«Физическая культура»

 

 

Составитель:

Гукова Оксана Николаевна

педагог дополнительного образования

 

Возраст воспитанников:

4-7 лет

 

Срок реализации программы:

1 год

 

 

аг.Рудня

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, типовой программой дополнительного образования детей и молодежи по физкультурно-спортивному профилю,  утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2017 № 123, инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2025/2026 учебном году образовательного процесса
в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования»,  постановления Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 г №525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования» и правилами безопасности проведения занятий по физической культуре (Постановление  министерства спорта и туризма Республики Беларусь №9 от 11.03.2024 г.)

Данная программа  предназначена для учреждения дошкольного образования, реализующего программу дополнительного образования детей и молодёжи по физкультурно-спортивному профилю  образовательной области «Физическая культура».

Цель программы:

обеспечить социальное, физическое, интеллектуальное развитие личности воспитанников при помощи  освоения компонентов физкультурно-спортивной деятельности.

Задачи:

Привлечь воспитанников к регулярным занятиям физической культурой и спортом, формировать спортивный стиль жизни;

освоить различные формы взаимодействия и сотрудничества посредством овладения элементами видов спорта;

формировать произвольное поведение, развитие инициативности, творческого мышления, активности;

освоить элементы здорового образа жизни;

содействовать развитию функциональных систем организма посредством развития основных физических качеств;

обучать способам согласования движений в спортивно-танцевальных композициях под музыкальное сопровождение с использованием спортивного оборудования;

развивать спортивно-танцевальные способности;

воспитывать эстетические чувства, желание систематически демонстрировать результаты спортивно-танцевальной деятельности с взрослыми, сверстниками и самостоятельно.

Образовательной областью данной программы является «Физическая культура» (фитбол-гимнастика, аэробика, силовая и степ-аэробака, танцевальные, гимнастические упражнения, подвижные игры с элементами спортивных игр и общая физическая подготовка (ОФП).

Сроки реализации программы:    реализация содержания спортивно-танцевальной деятельности с воспитанниками от 4 до 7 лет максимально на 1 год при реализаци программы на базе учреждения дошкольного образования в сельской местности (в условиях разновозрастных групп).

 

Распределение учебной нагрузки с учётом возраста занимающихся

 

Нагрузка / Возраст

4-7 лет

Количество часов в год

28

Количество часов в неделю

1

Количество занятий в неделю

1

Продолжительность одного учебного занятия (мин.)

30

 

Обучающиеся осваивают основные технические приемы и развивают основные физические качества, получают теоретические знания, а также овладевают первоначальными навыками соревновательной деятельности.

Занятия воспитанников дошкольного образования в рамках дополнительных услуг в сфере образования организуются по группам с учетом следующих требований:

занятия должны проводиться в залах для занятий по физической культуре или в специально оборудованных помещениях;

занятия должны проводиться с учетом состояния здоровья воспитанников;

занятия должны быть организованы для воспитанников не ранее чем с 4–5 лет;

продолжительность 1 учебного часа не должна превышать 30 минут;

наполняемость групп должна быть от 8 до 10 учащихся  (пункт 8 статьи 229 главы 46 Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011г с изменениями, внесёнными Законом Республики Беларусь от 14 января 2022 г №154-З (по состоянию на 01.09.2022 г).

 Учебное занятие строится  в соответствии с принципом чередования нагрузки и отдыха.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план предусматривает освоение основных тем образовательной области, раскрывает технологию реализации программы, определяет последовательность изложения тем, количество часов на каждую из них с разбивкой на теоретические и практические виды занятий в рамках образовательной области.

Учебно-тематический план образовательной области «Физическая культура»

п/п

Название образовательных областей (направлений), компоненты содержания

Количество часов

4–5 лет

5–6 лет

6–7 лет

1

Теоретическая подготовка

+

+

+

1.1

Правила безопасного поведения на занятиях

+

+

+

1.2

Влияние физических упражнений на организм занимающихся

+

+

+

1.3

Требования к месту занятий и инвентарю

+

+

+

2

Практическая подготовка: тематические занятия

28

28

28

2.1

«Веселые путешественники»

2

2

2

2.2

«В траве сидел кузнечик»

2

2

2

2.3

«Волшебный мяч»

2

2

2

2.4

«Маленькие гимнасты»

2

2

2

2.5

«Ты катись веселый мяч»

2

2

2

2.6

«Веселая физкультура»

2

2

2

2.7

«Попрыгунчики»

2

2

2

2.8

«Фантазеры»

2

2

2

2.9

«Юные спасатели»

2

2

2

2.10

«Два веселых гуся»

2

2

2

2.11

«Мы веселые ребята»

2

2

2

2.12

«Фитбол – волейбол»

1

1

1

2.13

«Космонавты»

1

1

1

2.14

«Фитбол – футбол»

1

1

1

2.15

Подвижные игры соревновательного направления

1

1

1

2.16

Игры - эстафеты

2

2

2

ИТОГО

28

28

28

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

  1. Теоретическая подготовка для всех учебных групп
  2. Правила безопасного поведения на занятиях

Предупреждение травматизма в местах занятий. Правила безопасности при самостоятельных занятиях.

  1. Влияние физических упражнений на организм занимающихся

Понятие о функциональных системах организма человека. Возрастные особенности развития человека. Влияние занятий физическими упражнениями на сердечно-сосудистую, дыхательную и центральную нервную системы, связочно-мышечный аппарат, обмен веществ и др.

3.Медико-педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями. Понятие об основных физических качествах человека; самоконтроль при занятиях спортом; объективные данные: вес, пульс; субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение; понятие о спортивной форме, утомлении, переутомлении.

  1. Требования к месту занятий и спортивному инвентарю. Места занятий – трассы, площадки, поля и пр. – для проведения тренировочных занятий и соревнований; тренировочные места и оборудование для занятий; уход за спортивным инвентарем и оборудованием, местами занятий; требования к спортивной одежде, оборудованию и инвентарю.
  2. Основы формирования здорового образа жизни. Личная гигиена, режим дня и питания спортсмена; гигиена сна; уход за кожей, волосами, ногтями и полостью рта; уход за ногами; гигиеническое значение водных процедур; использование естественных факторов природы – солнце, воздух, вода – в целях закаливания организма; гигиена одежды и обуви; гигиена жилища и мест занятий – воздух, температура, влажность, освещение, вентиляция помещений; понятие об инфекционных заболеваниях – передача и распространение – меры профилактики – предупреждение заболеваний; гигиена питания, значение сбалансированного питания как фактора сохранения и укрепления здоровья; понятие об энергетических затратах во время выполнения различных физических нагрузок и восстановления энергетических затрат: примерные суточные нормы потребления калорий в зависимости от возраста, объема и интенсивности тренировочных нагрузок и соревнований; вредные привычки и их влияние на организм.

Теоретическая подготовка проводится в форме бесед непосредственно на учебном занятии. Она органично связана с физической и технико-тактической подготовкой.

Теоретические занятия должны иметь определенную целевую направленность:

способствовать формированию у воспитанников умения использовать полученные знания на практике в условиях учебных занятий.

Учебный материал равномерно распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст воспитанников  и излагать материал в доступной им форме.

Содержание занятий и полнота сведений зависят от контингента воспитанников.

Некоторые темы требуют неоднократного повторения, например: правила безопасного поведения на занятиях, правила соревнований.

При проведении теоретических занятий необходимо воспитывать чувство

патриотизма, любви к своей стране и гордости за нее.

  1. Практическая подготовка

Общая физическая подготовка (ОФП) направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Задачи ОФП – повышение функциональных возможностей организма занимающегося, содействие разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья. ОФП обеспечивает развитие основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений, т.е. создает прочную базу для проявления спортивного мастерства.

Упражнения ОФП должны иметь место во всех практических занятиях. При

составлении комплексов общеразвивающих упражнений необходимо учитывать их воздействие как на отдельные группы мышц, так и на весь организм в целом.

Для педагогов дополнительного образования в качестве методической помощи по развитию физических качеств занимающихся приводим некоторые рекомендации.

Быстрота

Быстрота – это способность человека выполнять двигательные действия в минимальное для данных условий время без снижения эффективности техники выполняемого двигательного действия. Делится на 2 группы:

  1. a) быстрота одиночного движения (например, бег);

б) быстрота двигательных реакций (процесс, который начинается с восприятия информации побуждающих действий и заканчивается с началом ответных реакций).

Основные методы скоростной подготовки: игровой, соревновательный, повторный, вариативный.

Повторный метод предполагает применение собственно скоростных и скоростно-силовых упражнений, при выполнении которых необходимо строго соблюдать временные режимы работы и отдыха. Отдых должен обеспечивать восстановление пульса до 100-110 ударов в минуту.

Вариативный метод предусматривает чередование скоростных упражнений в затрудненных, облегченных и обычных условиях:

старты с места из различных исходных положений;

старты в движении (эстафеты);

бег с изменением скорости и направления движения;

бег на дистанции 30, 60, 100 м;

бег в гору и с отягощениями;

многоскоки, прыжки вверх, в длину с места;

различные виды челночного бега и др.

Упражнения для развития быстроты.

  1. Приседания.
  2. Быстрые шаги вперед, назад, влево– до1 мин. 2–3 шага в каждом направлении.
  3. Старты лицом или спиной вперед из различных исходных положений.
  4. Бег высоким подниманием бедра, переходящий в ускорение.
  5. Бег с захлестом голени с переходом в ускорение на ту же дистанцию.
  6. Бег с подскоками попеременно на левой и правой ноге с переходом в ускорение.
  7. Прыжки на двух ногах вперед (ноги вместе) с переходом в ускорение (бег).
  8. Бег с выбрасыванием прямых ног вперед (не сгибая колен).
  9. Быстрый бег с высокого старта с передачей мяча с руки на руку. Проводить как соревнование.
  10. Быстрый бег с высокого старта с имитацией обманных движений.
  11. Передача мяча в парах во время скоростного бега. Один игрок бежит лицом вперед, другой – спиной вперед.
  12. Скоростной бег лицом вперед двух игроков, удерживающих один мяч вытянутыми навстречу друг другу руками.
  13. Скоростной бег приставными шагами двух игроков лицом друг к другу при удерживании мяча на вытянутых руках.
  14. Максимально быстрый подъем и спуск по лестнице с учетом частоты движений.

Проводить как соревнование

 

  1. Бег с максимальной частотой движения в упоре стоя (у гимнастической стенки), 5-10 сек.
  2. Бег на месте с максимальной частотой движений без упора.
  3. Быстрая темповая смена ног из положения разножки (широкого выпада).

Упражнение выполнять без подпрыгивания.

  1. Многоскоки на одной ноге, 10–15 м с предельной скоростью
  2. Прыжки на месте на одной ноге в быстром темпе.
  3. Бег на коротких отрезках (10–20 м) с предельной скоростью

Координационные способности

Координационные способности – это умение человека объединить отдельные элементы движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи.

 Координационные способности являются одним из самых сложных физических качеств человека. Развитие координационных способностей зависит от возраста занимающихся.

В возрасте 4–6 лет дети обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, способность к дифференцированию усилий низкая.

В возрасте 7–8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.

Следует помнить, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом становится выше, чем у девочек.

Основным средством воспитания координационных способностей являются

физические упражнения повышенной координационной сложности, содержащие

элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет

изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий:

изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту;

изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на

равновесие и т.п.;

комбинируя двигательные навыки;

сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов;

выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту, опорных), метаний, лазания.

Для развития способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт, скандинавская ходьба.

Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.

Специальные упражнения для совершенствования координации движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.

На спортивной тренировке применяют две группы таких средств:

подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;

развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях – ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку, после выполнения на гимнастических матах нескольких кувырков подряд, ловля мяча от партнера и бросок в корзину и др.).

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое двигательное действие, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях, не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей. Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

Гибкость

Гибкость – это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой.

Гибкость зависит от:

эластичности мышц связок;

температуры внешней среды;

времени суток;

строения суставов;

общего состояния организма.

Различают:

активная гибкость – увеличение амплитуды за счет напряжения мышц;

пассивная гибкость – амплитуда достигается за счет внешних растягивающих сил.

Разница между активной и пассивной гибкостью называется «запас гибкости».

Средства развития гибкости:

упражнения на растягивание мышц с постепенным увеличением амплитуды;

 маховые упражнения в медленном темпе (не должно быть болевых ощущений).

Помните: прежде чем приступить к выполнению упражнения на развитие гибкости, обязательно нужно провести разминку! В связи с этим вышеназванные упражнения обычно выполняются в заключительной части занятия.

Сенситивные периоды развития гибкости: 5–6 и 9–14 лет.

Сила

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или

противостоять ему за счет мышечных усилий.

В силовой подготовке используют упражнения на снарядах, со снарядами, упражнения с партнером, с преодолением собственного веса и сопротивления внешней среды, обеспечивающие работу в преодолевающем и уступающем режимах.

В силовой подготовке детей и подростков следует применять следующие упражнения:

с элементами лазания и преодоления различных препятствий;

с различными мячами, в том числе набивными;

в висах и упорах;

с гантелями, легкой штангой и другими предметами.

Спортсмены используют методы повторных и динамических усилий.

Метод повторных усилий характеризуется использованием непредельных (30-40 % от максимальных) отягощений с предельным числом повторений.

Метод динамических усилий предусматривает предельную скорость выполнения упражнения при незначительном (10–20 %) отягощении.

Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие средства называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные.

Основные средства:

упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи и т.д.;

упражнения, отягощенные весом собственного тела;

упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа: силовая скамья, силовая станция и др.;

рывково-тормозные упражнения (их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них).

Дополнительные средства:

упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.);

упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.);

упражнения с противодействием партнера.

Выносливость

Выносливость – это способность человека противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Наиболее важные факторы, определяющие общую выносливость – это процессы энергообеспечения организма: аэробный (с участием кислорода) и анаэробный (без участия кислорода).

Основным средством развития выносливости являются упражнения с достаточно длительной нагрузкой, например, бег в чередовании с ходьбой, равномерный бег, ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде, скандинавская ходьба.

Для повышения общей выносливости лучше всего использовать циклическую работу умеренной (ЧСС 130–150 ударов в минуту) и средней (ЧСС 150–160 ударов в минуту) интенсивности, выполняемую равномерным методом. Обычно это бег на стадионе по дорожке, в лесу, бег на коньках, на лыжах, плавание, езда на велосипеде.

Продолжительность упражнений постепенно увеличивается от 10 до 60 мин. в зависимости от возраста и подготовленности спортсменов.

В тренировках также используется переменный метод, в основном применяются подвижные и спортивные игры с небольшой интенсивностью и высокой моторной плотностью.

Для повышения уровня развития скоростной выносливости используют бег на отрезках от 200 до 800 м, бег в гору, эстафеты, челночный бег, игровые упражнения.

Упражнения должны отвечать следующим требованиям:

интенсивность большая (ЧСС 160–180 ударов в минуту) и субмаксимальная (ЧСС 180 ударов в минуту и выше);

продолжительность от 30 с до 2 мин.;

интервалы отдыха постоянные или сокращаются от 3–5 мин до 1 мин. между повторами и до 10 мин. между сериями;

отдых пассивный, число повторений в серии от 3 до 5, число серий – 1–3.

Сенситивные периоды развития выносливости: аэробная выносливость (14–16 лет), у женского пола в 12–13 лет.

Упражнения ОФП должны иметь место во всех практических занятиях. При

составлении комплексов общеразвивающих упражнений необходимо учитывать их воздействие как на отдельные мышечные группы, так и на весь организм в целом.

Специальная физическая подготовка (СФП)

Специальная физическая подготовка (СФП) – это процесс, направленный на

развитие ведущих физических качеств и функциональных возможностей человека в соответствии с требованиями, предъявляемыми особенностями вида спорта.

Задачи СФП:

  1. Преимущественное развитие и совершенствование функциональных возможностей и физических качеств, определяющих в наибольшей степени успешность выступления в соревнованиях.
  2. Избирательное развитие групп мышц, несущих основную нагрузку в тренировочных и соревновательных упражнениях.
  3. Устранение индивидуальных недостатков в физическом развитии, которые мешают овладению правильной техникой избранного вида спорта.

Основными средствами СФП являются специально-подготовительные и соревновательные упражнения.

Специально-подготовительные упражнения обязательно имеют сходство с соревновательными по структуре движения или его отдельных фаз, по зоне мощности и т.п. В этой группе упражнений выделяют подводящие упражнения, с помощью которых осваивается одна или несколько фаз соревновательного упражнения, а также развивающие, способствующие воспитанию физических способностей, которые требуются для обеспечения высокого результата в избранном виде спорта.

К соревновательным упражнениям относятся собственно соревнования, т.е. упражнения, по качеству выполнения которых в ходе состязаний определяется портивный результат, а также такие соревновательные упражнения, когда спортсмены соревнуются, выполняя одно или несколько соревновательных двигательных действий, направленных на развитие определенного специального физического качества.

Техническая подготовка направлена на обучение занимающегося технике системы движений и доведение их до совершенства.

Роль техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.

  1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика), в которых техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту и т.д.
  2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт), в которых техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.
  3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимнастика, прыжки в воду, акробатика), где техника должна обеспечивать спортсмену красоту, выразительность и точность движений.
  4. Спортивные игры и единоборства, в которых техника должна обеспечивать высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы.

Техническая подготовка включает базовые, специальные, вспомогательные упражнения, характерные для избранного вида спорта.

В зависимости от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и уровня подготовленности занимающихся применяются средства и методы, в основе которых лежит выполнение каких-либо физических упражнений. Средствами технической подготовки являются общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения.

Общеподготовительные упражнения позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися основой для роста технического мастерства в избранном виде спорта.

Специально-подготовительные и соревновательные упражнения направлены на овладение техникой избранного вида спорта.

Методы целостного и расчлененного упражнения направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов.

Равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы способствуют главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.

Тактическая подготовка – педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфичной соревновательной деятельности.

Цель:

обеспечение оптимального уровня тактической подготовленности.

Задачи:

воспитание тактического мышления (ряд умственных операций по составлению и реализации плана спортивной борьбы);

формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы;

формирование умения эффективно использовать технику и тактические действия с учетом особенностей противника, судейства, зрителей;

обеспечивать высокую степень надежности при выполнении тактических действий.

Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях.

Специальная тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и

тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях против конкретного соперника.

Средства:  тактические упражнения в облегченных условиях, в усложненных условиях, условиях, максимально приближенных к соревновательным.

Методы: тренировка с реальным и условным соперником.

Занятия проводятся в форме бесед.

При зачислении в объединение по интересам занимающиеся проходят тестовые испытания, целью которых является определение уровня физической подготовленности.

Это позволяет педагогу наиболее эффективно планировать и осуществлять образовательный процесс, реализовывать принцип индивидуального подхода.

Текущие испытания проводятся в течение каждого года обучения в целях объективного определения динамики физической подготовленности обучающихся, степени овладения двигательными умениями и своевременного выявления недостатков в процессе их развития.

Результаты испытаний не могут рассматриваться в качестве определяющих

показателей при переводе занимающихся на следующий год обучения.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения образовательной области «Ребенок дошкольного возраста и физическая культура» дети должны:

иметь представление о значении спорта, спортивно-танцевальной деятельности для собственного здоровья;

сформировать умения и навыки для освоения новых видов деятельности

посредством выполнения физических упражнений;

уметь выполнять различные виды спортивной и спортивно-танцевальной деятельности, используя разнообразный спортивный инвентарь и оборудование;

активно принимать участие в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях;

выполнять разные действия в спортивно-танцевальных композициях под музыкальное сопровождение;

уметь подчинять свои действия спортивным правилам, учитывать характер, темп, ритм спортивно-танцевальной композиции, согласовывать свои действия с партнерами;

применять сформированные знания и умения в новых условиях для самовыражения в достижении личного и командного успеха.

 

 

 

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для подведения итогов реализации программы используются все виды спортивно- массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности: соревнования, спортивные праздники, массовые спортивные мероприятия.

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основными формами организации образовательного процесса являются теоретические и практические учебные занятия, соревнования, судейская практика, активные формы досуга, пребывание в спортивно-оздоровительных лагерях.

Образовательный процесс должен строиться как на общепедагогических дидактических принципах обучения (наглядность, систематичность и постепенность, доступность, сознательность и активность), так и на специфических методах физического воспитания, а именно: строго регламентированное упражнение, игровой, соревновательный методы обучения.

 Образовательный процесс необходимо выстраивать на основе специфических закономерностей физического воспитания:

всестороннее гармоническое развитие личности;

связь физической культуры и спорта с жизнью общества;

оздоровительная направленность физического воспитания;

непрерывность и систематичность занятий;

чередование нагрузок и отдыха;

постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;

цикличное построение занятий;

возрастная адекватность направлений физического воспитания.

Методы обучения следует использовать в их различных сочетаниях, постоянно адаптируя к конкретным требованиям, обусловленным особенностями учебно-тренировочного процесса с учетом современных тенденций развития определенного вида спорта.

С целью организации и управления деятельностью воспитанников, дозирования нагрузки рекомендуется использовать фронтальную, групповую, парную, индивидуальную формы организации учащихся на учебно-тренировочном занятии, а также различные средства обучения, в том числе оздоровительные силы природы.

Выбор методов определяется задачами и содержанием образовательного процесса, условиями проведения занятий, возрастными и половыми особенностями, степенью подготовленности занимающихся и др.

К словесным методам относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение.

Наглядные методы многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса спортивной подготовки. К ним прежде всего следует отнести визуализацию отдельных упражнений и их элементов, просмотр видеоматериалов, использование макетов игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем и т.д.

Раскрывая методы обучения (строго регламентированного упражнения, игрового, соревновательного), основанные на двигательной деятельности учащихся, следует четко определять последовательность применения данных методов в учебно-тренировочном процессе. Необходимо строго упорядочивать действия занимающихся и четко регулировать нагрузку с целью направленного освоения спортивной техники и тактики, а также развития двигательных качеств.

При организации образовательного процесса, особенно с воспитанниками

дошкольного возраста, как основной метод следует применять игровой в виде подвижных и спортивных игр. Игровой метод используется в процессе спортивной подготовки не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет развивать координационные способности, быстроту, скорость, инициативу, способствует развитию коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Не менее важная роль отводится игровому методу как средству активного отдыха, способу переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности образовательного процесса.

При организации образовательного процесса в объединениях по интересам в качестве методического материала возможно использование материала данной программы.

Выбор места занятий, использование упражнений, подвижных игр и условия проведения соревнований должны соответствовать возрастно-половым особенностям воспитанников.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 192 с.
  2. Матвеев Л.П. Теория и методика физ. культуры: учебник для студентов ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  3. Смотрицкий А.Л. Теория и методика физ. культуры. Словарь-справочник / А.Л. Смотрицкий. – Минск: РИВШ, 2009–172 с.
  4. Методические материалы к профессиональному курсу «Инструктор NordicWalking» /сост. : А.В. Волков, – Санкт-Петербург: 2010. – 41 с.
  5. Научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Республики Беларусь. Учебные программы для ДЮСШ и СДЮШОР по видам спорта.
  6. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 января 2017 г. № 2/6

«Об установлении рекомендуемого минимального возраста для занятий видами спорта».

  1. Кодекс об образовании Республики Беларусь.
  2. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977.– 280 с.
  3. Курамшин Ю.Ф. «Теория и методика физической культуры: Учебник»/ под ред. проф. Курамшина Ю.Ф. – М., Советский спорт, 2007.
  4. Эйдер Е., Бойченко С.Д., Руденик В.В. Обучение движению. – Барановичи: РУПП «Барановичская укрупненная типография», 2003. – 291 с.
  5. Шебеко В.Н. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебник»/под ред. В.Н. Шебека. – Минск, Вышэйшая школа, 2021. – 278с.
  6. Учебная программа дошкольного образования, 2022г
  7. Власенко Н.Э. Фитнес для дошкольников / Н.Э. Власенко: худож. Н.М.Кособуцкая.- Мозырь: Содействие, 2008. - 120с. 6 ил.
  8. Власенко Н.Э. Фитбол – гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста (теория, методика, практика). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. -112 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.

-

ВНИМАНИЕ! Железная дорога — зона повышенной опасности — Средняя школа №5  г.Пружаны

Объединение по интересам "Детский фитнес"Программа объединения по интересам «Детский фитнес» (физкультурно-спортивный профиль, базовый уровень изучения) по образовательной области «Физическая...
Открыть раздел Объединение по интересам "Детский фитнес"
Объединение по интересам "Умелые ручки" ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ «Умелые ручки» (художественный профиль, базовый уровень) Разработчик Колодич Виктория Николаевна, педагог дополнительного образования...
Открыть раздел Объединение по интересам "Умелые ручки"
Напишите ваш вопрос и мы обязательно вам ответим!...
Открыть раздел Обратная связь
Информация о наличиии вакансий по состоянию на 01.11.2025 г....
Открыть раздел Вакансии
The LineAct Platform